Сурдологический центр
Интернет-магазин слуховых аппаратов

Для чего нужны кохлеарные импланты?

Что делать, когда слуховые аппараты уже бессильны? При глубокой потере слуха помогают кохлеарные импланты.

Что нужно о них знать? Рассказываем.

Что такое "кохлеарный"?

Как известно, у человека три отдела слуховой системы. Это наружное, среднее и внутреннее ухо. Особое место среди них занимает улитка - орган, отвечающий за передачу звуковых волн к слуховому нерву. Латинское название улитки - cochlea ("кохлеа", отсюда и термин "кохлеарный").

Улитка находится во внутреннем ухе. Вдоль основной мембраны улитки проходят волокна слухового нерва. На них находятся слуховые рецепторы - волосковые клетки. Именно рецепторы улитки преобразуют механические звуковые колебания в электрические импульсы. В свою очередь, слуховой нерв (или преддверно-улитковый, как его называют специалисты) передает электрические сигналы дальше - в мозг, где они распознаются.

Что такое кохлеарная тугоухость?

При заболеваниях улитки волосковые клетки могут погибнуть. Причиной тому становятся и тяжелые вирусные инфекции, и прием токсичных лекарств, и акустические травмы, и некоторые возрастные изменения. Возникают значительные нарушения слуха.

В медицине они обозначаются термином "кохлеарная (сенсоневральная) тугоухость". Человек перестает воспринимать звуки, так как рецепторы улитки не могут превращать механическую энергию звука в электрический импульс.

Тугоухость может развиваться резко или постепенно, быть сильной или слабой. Иногда повреждение улитки сопровождается почти полной потерей слуха, когда человек не слышит звуков на расстоянии полуметра. Такое нарушение слуха оценивается как IV степень тугоухости. В особо тяжелых случаях повреждение улитки приводит к полной глухоте.

Как работают кохлеарные импланты нового поколения?

Современный кохлеарный имплант - это уникальная медицинская разработка. Он приходит на помощь при глухоте или тугоухости IV степени и служит заменой погибших рецепторов улитки.

Имплант выполняет те же функции, что и поврежденные волосковые клетки - улавливает звук и преобразует его в электрические сигналы. Однако кохлеарный имплант не усиливает звуки. Он передает сигналы на слуховой нерв в том виде, как они есть.

При этом передача электрических импульсов стимулирует нервные окончания, что весьма важно - ведь при длительном бездействии отдельные веточки слухового нерва "отвыкают" от работы.

Как выглядит кохлеарный имплант?

Система кохлеарной имплантации состоит из двух компонентов. Это сам имплант и речевой процессор. У каждого из этих электронных устройств есть своя функция. Речевой процессор с помощью микрофона улавливает окружающие нас звуки: гудки автомобилей, голоса людей, лай собак, шорох ветра в листве. Полученную информацию процессор анализирует и преобразует. В виде радиоволн кодированная информация передается на кохлеарный имплант, состоящий из приемника/стимулятора и электродной решетки.

Приемник/стимулятор в соответствии со своим названием служит для приема сигналов с речевого процессора и преобразования их в электрические импульсы. После этого преобразованные звуковые колебания передаются в слуховой нерв, минуя поврежденные волосковые клетки. Роль рецепторов выполняет электродная решетка. Она выглядит как тончайшая нить из платиновых электродов, выходящая из приемника/стимулятора.

Кохлеарные импланты имеют миниатюрный размер (несколько сантиметров) и минимальный вес (9-12 граммов). Импланты безопасны для человеческого организма. Они делаются из биологически инертных материалов. В частности, корпуса кохлеарных имплантов часто делаются из титана. Что касается речевых процессоров, они могут быть карманными либо заушными. И в том, и в другом случае они не доставляют носителю неудобств.

В каких случаях кохлеарная имплантация необходима?

При глубокой глухоте на оба уха. В медицинских показателях это выражается так: средний порог слухового восприятия на частотах 0,5, 1 и 2 кГц (диапазон, отвечающий за четкость и разборчивость речи) составляет более 95 дБ (шум поезда). Иными словами, человек различает только промышленные шумы и голос, переходящий в крик.

Если слуховые аппараты не помогают улучшить восприятие звуков на протяжении полугода и более пользования ими.

Если человек не различает звуки тише 55 децибел в диапазоне 2-4 кГц (шум кипящего чайника в полуметре от уха) даже при пользовании хорошо подобранным слуховым аппаратов.

В каких случаях нельзя проводить кохлеарную имплантацию

При полной или частичной (но значительной) облитерации улитки. Облитерация - это процесс заращения полости, который может развиться при какой-то болезни, патологии.

При развитии очаговой патологии в корковых или подкорковых структурах головного мозга

Если у больного есть ретрокохлеарная патология, то есть поражение путей или центров слуховой системы: опухоли слухового нерва или мостомозжечкового угла, поражение слухового нерва и др.

Если результаты промонториального теста отрицательные. Промонториальный тест позволяет узнать, может ли электрическая стимуляция вызывать у данного больного слуховые ощущения.

Если у больного есть сопутствующие тяжелые заболевания (хроническая почечная недостаточность, декомпенсированные пороки сердца и т.д.) - это может повлиять на ход самой операции;

Если у больного нет желания работать с сурдопедагогом и развивать слух.

Как проходит установка имплантов?

Установка кохлеарных имплантов проходит в несколько этапов. Первый - это уже упомянутое нами обследование. Затем под общей анестезией проводится сама операция.

Имплант размещают в заушной области, а электродную решетку вводят в улитку. На восстановление после операции отводится месяц. В это время организм адаптируется к импланту.

Через месяц проводится подключение импланта к речевому процессору и его настройка. Дальше начинается сложный и тонкий процесс восстановления слуха.

Специалисты выделяют две группы больных, у которых восстановление слуха проходит наиболее успешно. Это взрослые с постлингвальной глухотой и дети с долингвальной глухотой. Постлингвальная глухота - состояние, когда человек потерял слух уже после овладения речью. Таким людям нужно учиться как бы заново понимать речь и слышать звуки. Но благодаря тому, что они уже знакомы с миром звуков и могут в нем ориентироваться, процесс обучения проходит быстро и эффективно.

Долингвальная глухота обозначает, что человек потерял слух еще до того, как у него сформировалась речь. В этом случае приходится развивать с чистого листа и внешнюю, и внутреннюю речь. Но обучение таких пациентов очень похоже на обучение детей с нормальным слухом, которые только учатся говорить.

« на страницу "Статьи"